Наказание и содержательное насилие. В чем отличие, и что допустимо?

Как обезопасить ребенка правильно

Наказание и содержательное насилие. В чем отличие, и что допустимо?

Сначала рассмотрим наказание. Даже в целях обеспечить безопасность - это причиние ребенку боли в надежде на то, что у него выработается условный рефлекс. Например, когда ребенок лезет в розетку – ударили по руке – больше не лезет – ошибочно.
Второй вариант наказания: оно направлено на ущемление чувств ребенка, а потом и взрослого. Например: не сделал урок – сиди 3 дня дома. Но удар или крик подрывают доверие, в итоге ребенок начинает бояться делиться проблемами, становится неуверенным в себе. Поставить в угол, лишить айпада, телевизора: физического насилия нет, но есть моральное – это символизированный удар, предшествующий физическому.

Так каким образом мы можем обезопасить ребенка до 5-7 лет?
Это содержательное насилие (принуждение). Оно направлено на сущность проблемы, на то, чтобы ребенка сейчас что-то заставить делать, и отличается тем, что сопровождается защитой чувств ребенка и всемерными усилиями никак его не травмировать.
Пример: ребенок не хочет пристегиваться ремнями безопасности в машине, родитель насильно заставляет ребенка пристегиваться, удерживает его, капризничающего, вырывающегося, кричащего, и изо всех сил утешает: «Детка, понимаю, что это, наверное, очень неприятно, и мне очень жаль, но без этого точно нельзя ехать, потому что нас оштрафуют и вообще не пропустят». Цель насилия – пристегнутый ремень.
– не имеет целью сделать плохо, это ВЫНУЖДЕННО плохо;
– сопровождается всемерным сочувствием к ребенку, переживанием.

После – необходима наработанная годами прочная основа взаимодействия с ребенком (высокая степень доверия). Не административная, не физическая, не насильственная. Ребенок прислушивается, не потому что считает взрослого истиной в последней инстанции, а потому что доверяет ему.

Галина Петрова

Психолог по детско-родительским отношениям