Карта одаренности


Возрастной диапазон, в котором она может применяться - от 5 до 10 лет.


ИНСТРУКЦИЯ:
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
 
• Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
• Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике.
ЛИСТ ВОПРОСОВ
1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3.Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5.Проявляется большой интерес к музыкальным занятиям.
6.Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8.Интересуется механизмами и машинами.
9.Инициативен в общении со сверстниками.
10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17.Интересуется актерской игрой.
18.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.
23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32.Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков.
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время без побуждения взрослых.
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58.Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63.Умеет делать выводы и обобщения.
64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой.
65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66.Склонен фантазировать. Старается добавить что-то новое и необычное. Когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68.Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол).
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72.Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73.В свободное время любит читать научно-популярную литературу, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77.Любит игры-драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
80.Физически выносливее сверстников.