Учеба, которая пригодится в жизни. Решаем открытые задачи

Почему так много школьных навыков не пригодилось нам в жизни?

Одна из причин – в школе мы решаем закрытые задачи – те, которые имеют четкое условие и ответ. Но в жизни таких задач практически нет! А те, которые встречаются, компьютер решает гораздо быстрее чем человек. Да, отработать навыки решения формул или научных принципов необходимо, но важнее отработать практическое применение, которое пригодится в жизни – как раз открытые задачи, где есть множество вариантов решения, где нет единственно верного ответа! Где нужно подумать, применить креативность. И это касается любой области деятельности.

Ведь одна из проблем старшеклассников и студентов – боязнь самостоятельности, незаинтересованность. Все потому что старая образовательная система разрушает любознательность и любопытство, которые и являются задатком креативности.

Поэтому мы и включаем в образовательный процесс много открытых задач для развития творческого мышления, мы выходим за рамки и ищем разные подходы к их решению, и что не менее важно, учимся ставить перед собой задачи!

Рекомендуем книгу А.Грин, М.Баркан "Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить", пример таких задач из нее:

«Картофель ядовит - так утверждали некоторые французские врачи XVIII века. Иммигрант из Америки, картофель был встречен населением Франции настороженно. Даже знаменитая Большая энциклопедия, которую в 1765 году издавали виднейшие ученые Франции Дидро, д'Аламбер и др., и та сообщала, что картофель - это грубая пища, годная только для нетребовательных желудков.

Знаменитый французский агроном Антуан Пармантье задался целью внедрить его на французских полях - вдоль для многих простых людей это было бы спасением от голода. Однако его попытки доказать полезность картофеля не убеждали крестьян, они упорно его не сажали. Тогда Пармантье понял, что нужна какая-то хитрость.

Это задача изобретательская. Стандартные способы решения: уговор, объяснение, популяризация - не работают. Почему они не работают - отдельный вопрос. По всей видимости, слишком велико было недоверие народа к собственной элите. Поэтому он настороженно воспринимал любые советы "сверху".

Вот решение, которое нашел Пармантье:

В 1787 году он добился от короля разрешения посадить картофель на поле, которое по его просьбе охранял вооруженный отряд королевских солдат. Но только днем, а на ночь охрану снимали. И тогда народ, привлеченный запретным плодом, начал по ночам выкапывать картофель и сажать его у себя на огородах.

Таким образом, хитроумный агроном решил изобретательскую задачу, как распространить картофель в условиях неприятия его народом. Конечно, это не единственное возможное решение и при желании вы можете найти другие.

Существует стереотип, что изобретательство – удел инженеров и техников. Но в жизни каждого конкретного человека такие задачи возникают постоянно. И явное меньшинство людей умеют переводить личные события в задачи. И тога хорошее решение задачи – это успех.

Впрочем, окружающие люди часто объясняют успех креативной личности просто везением.»

Светлана Подъянова

Кандидат педагогических наук Генеральный директор