Безоценочность. Как реализовать в условиях тестов и ЕГЭ

Что такое безоценочность на самом деле и как реализуется в нашей школе? К нам обращается очень много родителей и даже учителей с вопросами: Как без отметок? Везде отметки! Как ребёнок перейдёт в 5 класс в другую школу? Как он будет жить во взрослой жизни? Ведь везде шкалирование, баллы! Как сдаст ЕГЭ в конце концов?

Отвечаем. То, что у нас нет отметок и баллов - это миф и не правда! Мы живем в обществе, где оценивают! В чем суть нашей оценки!?
В первом классе мы избегаем всякого рода соревновательности, балльности, тем более! Дети сдают зачёт в независимой организации и все!
Но все первоклассники и даже шестилетки имеют представление о своём движении в море знаний, умений и компетенций. Они сами себя оценивают по достижению тем, и учитель ведёт на каждого ребёнка дневник индивидуального движения, но не сравнения!
Но у нас не может быть такого: если не напишете контрольную хорошо, то не перейдёте в следующий класс!
Дети просто делают задания, слово «контрольная» они слышат не часто. Поэтому наши дети не напуганы! Они свободны, не напряжены!

В старой системе, которая преобладает до сих пор((, отличник (тот который лучший и которого всегда выделяют из всего коллектива) боится потерять позиции - невроз обеспечен, троечник и двоечник то же самое! Они точно не хотят быть позади всех и тоже находятся в напряжении. А когда человек напрягается, большая половина знаний просто проходит мимо.
По мере взросления появляются отметки и баллы за олимпиады, победы в конкурсах. Но уже для приученных к «безоценочности» детей любая победа и поражение воспринимаются как факт! И они точно на свой счёт не принимают!
В общеобразовательной школе же отметкой бьют по рукам сразу! Дети либо гонятся за отметками, а не знаниями, либо опускают руки и учиться не хотят! О каком познавательном интересе может идти речь? Вот и получается, что вся нагрузка падает на бедных родителей, которые не справляются с протестами подростка! Если малыша ещё можно заставить учить уроки, то напряженного подростка заставить нереально! Вот почему частые обращения к психологам приходятся на 5-7 классы! Учителя разные, требования - разные, отметки - разные! Ребёнок - в панике! А так, если разобраться, любой человек любит учиться!
Поэтому мы поддерживаем детей и хотим воспитать адекватное отношение к своим успехам и промахам!

Конкретные примеры того, как дети сами оценивают свои знания и достижения.

Актуальный вопрос: Как ребенок поймет свой уровень знаний и цель для стремления, если его не оценивают и не сравнивают с другими

Отвечаем, как это происходит у нас!
По каждому предмету, навыку или теме в школе Талантвилль с 0 класса ведется индивидуальный мониторинг знаний и самоанализ для каждого ученика. Карту самоанализа ведет сам ученик, в ней он отмечает, насколько оценивает усвоенную тему или свои навыки. Она проста и понятна для ребенка, а в качестве отметок самому себе – смайлики в определенной графе. Смотрите пример такой карты самоанализа на картинке.

Причем ребенок фиксирует не только то, чего он добился сейчас, но и чего хотел бы добиться через неделю/месяц. Так наглядно выглядит цель каждого конкретного ребенка относительно его же уровня и успехов. Как показывает практика, дети с удовольствием ставят себе все более высокие цели, в них просыпается азарт - сделать лучше.

А параллельно педагог ведет свой мониторинг, более подробный и детальный. В нашем расписании еженедельно выделяется время «Мои достижения», когда педагог обсуждает с ребенком его результаты и стремления, при необходимости корректирует маршрут обучения. А чтобы ребенку с 5 лет было понятно и наглядно, как он двигается на пути знаний, один из примеров – рисуем вместе путь самолета, высота полета которого зависит от показателей усвоенного материала. Пример такого пути по скорости чтения на изображении.

Есть навыки и темы, к которым приходится возвращаться периодически (техника и осознанность чтения, арифметические навыки, логика) А есть темы, мониторинг которых происходит сразу после прохождения темы и до момента полного усвоения ребенком. К данным темам мы возвращаемся перед аттестацией 1 раз в год. Например, отдельные виды текстовых задач, геометрические материалы.

Наши карты и техники, например, «Самолет» вы можете реализовать и дома с ребенком, попробуйте подобрать домашние дела или занятия, для которых она подойдет

 

Светлана Подъянова

Кандидат педагогических наук Генеральный директор