А вдруг, не молодец? Как правильно хвалить детей

А вдруг, не молодец?

Как часто мы хвалим ребенка подобным образом: "Детка, молодец!" Он, вроде, доволен похвале, а внутри может зародиться страх.

Давайте разберемся, почему так происходит, и научимся правильно хвалить и мотивировать наших детей.
Например: получил ребенок пятерку, делится с родителями, а они ему - молодец!

Убрался в комнате - молодец!
Погулял с собакой - молодец!

И так постепенно у ребенка формируется зависимость от похвалы. Дети начинают ждать одобрения от родителей по любому поводу. А если не слышат привычного "молодец", то у них зарождается страх:​ "Меня не хвалят, значит, я не молодец? Значит, я не заслуживаю внимания - я нехороший?" Это очень угнетает ребенка, потому что в его сознании формируется связь: молодец, значит хороший, и порой дети неосознанно учатся не ради знаний, а только чтобы родители похвалили.

Ребенок ждет, что его действия будут оценены, он не радуется жизни, а делает то, за что он "молодец". И тут вопрос: как же правильно хвалить? Чтобы сформировать правильную мотивацию и не забыть про чувства ребенка. «Как я рада за тебя!» - когда ребенок говорит о достижении: получил пятерку, выиграл конкурс, нарисовал картину и т.д. Так мы не оцениваем его, а присоединяемся к его чувствам. «Спасибо, ты очень помог» - если ребенок сделал что-то полезное. Так мы показываем, что ценим его усилия. «Представляю, как было непросто» - когда ребенок стал победителем в конкурсе, в олимпиаде, даже в игре во дворе.

Так мы покажем, что нам важны его попытки чего-то добиться.

Видите, мы похвалили, но не произнесли слово "молодец"! 

Галина Петрова

Психолог по детско-родительским отношениям